Отрывок из книги Шекурова
В.А., Шекуровой Н.А. «Дивеево – духовный центр России». – Арзамас:
Арзамасская типография, 2006. – С. 201 – 204.
Кто не знает, что преп. Серафим Саровский – чудотворец, то есть
чудо творящий? Серафим Саровский – чудотворец. Так мы обычно говорим. В
нераздельной и неразделимой сущности, как бы изначально предполагая и
вкладывая именно тот смысл, что подобное единение и слитность обусловлены,
обоснованы самой природой.
Не потому ли, что
чудо – это и есть сам Серафим, вся его земная жизнь, без остатка отданная «стяжанию Духа мирна», служению Всевышнему: «Ангелов Творец
избра тя изначала, да прославиши житием твоим пречудное имя Святыя Троицы»...
«Пречудность» как таковая,
чудотворения Старца, его целительский, пророческий дар и сегодня мало уже кем
ставятся под сомнение. Даже в самых закоренелых атеистических кругах. Или
среди людей неверующих, колеблющихся, сомневающихся. Уж слишком очевидно и
наглядно проявление «серафимовых» чудес!
Чудно, дивно само по себе то, что
со времени после второго обретения святых мощей Старца и их возвращения в
Дивеево
село заметно преобразилось. Из обычного, затерявшегося в российской глубинке
районного центра на юге Нижегородской области стало за какие-то десять с
небольшим лет мировой святыней. И международным центром паломничества и
туризма. Поневоле удивляешься, когда в наши дни в разное время года и,
особенно, по праздникам видишь возле ограды Серафимо-Дивеевского
монастыря шикарные автобусы, джипы, иномарки, не говоря
уже об отечественных автомобилях, по бортовым номерам которых без труда
можно определить, что они, действительно, со всех концов света.
А разве не чудо, когда за оградой
того же монастыря или на улицах Дивеева
встречаешь вдруг делегацию то ли приезжих, гостей, туристов, паломников или
просто одиноких прохожих, разговаривающих на разных наречиях и языках мира
сего? Разве не чудо – видеть и встречаться на Канавке, в храмах монастыря со
священниками, иерархами не только Русской Православной Церкви, но и с
представителями всевозможных вероисповеданий и конфессий? Стоит лишь задаться
целью, провести небольшое социологическое исследование или опрос, и вы
наглядно, «вживую» убедитесь в том, что в этом нет никакого преувеличения.
Странно другое! То, что мы уже
начинаем, кажется, привыкать или основательно привыкли к чудесам, окружающим
нас. И то, что само по себе, без сомнения, заслуживает внимания, а может
быть, даже не имеет аналогов или подобных примеров в современной истории,
воспринимаем через призму этой современности как нечто обычное и даже
обыденное, по-житейски вполне рядовое событие.
Что же мы – разучились удивляться?
Или просто не видим, не замечаем, не понимаем и не воспринимаем сути происходящих
перемен? Осуетились, «затмились» в «суете сует»?..
А между тем... Разве это не
настоящее чудо, когда буквально в считанные годы, а не за века и даже не за
долгие десятилетия, как это наблюдалось в недалеком прошлом, Серафимо-Дивеевский монастырь как
обитель Божия на земле возродилась, как феникс из пепла? Гордо и торжествующе
вознеслись к небу купола величественных храмов! А ведь помимо них, этих
святых обителей, надо еще было, начав с фундамента, возводить и укреплять
многочисленные церковные строения, всевозможные пристройки, мастерские и
т.п., что принято именовать сухо – монастырским хозяйством.
Добавьте к этому рассыпанные далеко
окрест от Дивеева монастырские скиты и таким же
образом возрожденные и восстановленные церкви... Да мало ли что еще?..
Уже одно только это поражает
воображение. Удивляет, восхищает! Вызывает чувство гордости! Той самой, по
которой истосковалось русское сердце. А для иностранцев все происходящее
вообще кажется чем-то мистическим, нереальным, несоизмеримым с рамками их
обыденных представлений. Чудеса, да и только!.. Для них вся Россия,
обновляющаяся и преображающаяся на глазах, соткана из чудес. Кажется им
какой-то загадкой, которую могут разгадать сами русские. И никто более.
И в чем-то, наверное, они правы.
Впечатляют и изумляют ведь не только и столько дивеевские храмы, ухоженность
монастырской территории и все такое прочее. Но главным образом то, как это
русским за такой короткий срок удалось воздвигнуть из небытия и наилучшим
образом обустроить не только монастырские, церковные строения и постройки, но
и возродить саму церковность и воцерковленность как таковые. Сделать
гигантский скачок из атеистического прошлого в призрачное, но теперь уже
вполне осязаемое, ощутимое - воцерковленное, православное будущее – со всеми
вытекающими отсюда последствиями. Как удалось, например, вдунуть жизнь,
одухотворить, оживить, наладить сам строй и молитвенное предназначение
сестринского, монашеского бытия и общежития в Дивеевской
обители. Да как же здесь обошлось или могло обойтись без
батюшки-то Серафима! Никак!..
А ведь и на самом деле – давайте
еще и еще раз посмотрим на все происходящее вокруг другими глазами или, как
говорят, с другой колокольни. Ведь все это по-иному и не назовешь, как чудом.
И Дивеево – это поистине «диво дивное». Как дивен во святых Своих Господь
Бог. Как чудно, дивно и неисповедимо Его Воскресение из мертвых. Как чуден и
необъяснимо притягателен для всех нас, современников, людей, живущих в XXI
веке, образ этого «вселенского чуда» – Серафима
Саровского, всея России чудотворца. Который и поныне, в сей
день и час, продолжает творить настоящие чудеса, имя которым – Любовь,
Смирение, Кротость. Любовь непреходящая и нелицемерная. Любовь, не имеющая
национальных, расовых, языковых, межгосударственных и всех прочих границ.
Любовь всеобъемлющая и по-серафимовски светлая, прекрасная.
Да и само житие, земная жизнь и
духовные подвиги «вечного странника» – Серафима Саровского
– это ведь тоже чудо из чудес. Их незримый свет, их непреходящее во временах
значение и благодатное воздействие, как благовест, как пасхальный звон
колокольный, благодатными волнами исходят из Дивеева и разносятся далеко
окрест – через селения, города, материки и океаны – в ту самую горнюю,
заоблачную высь, которую принято именовать Небесным Иерусалимом. И нас
озаряют этим Божественным светом.
Будем же верить в чудеса! Но так,
чтобы они не превращались в будни. Не становились той самой обыденностью,
обыкновенностью, «суетой сует», которые мешают видеть, зрить, слышать,
обонять, понимать и принимать всем сердцем, всей душой своею, всем разумением
своим этот поистине Божественный дар чудес.
Не привыкайте к чудесам! Веруйте, и
откроется вам! И благодарите каждый день и час Величайшего Творца этих чудес.
Будучи и оставаясь сердцем на святой дивеевской земле, несите с собой и
передавайте другим тот негасимый и чудотворящий свет серафимовой любви и
кротости, который, как от лучезарных лучей солнца, и по сей день благодатию
Божией через Серафима проистекает. И незримо передается каждому из нас. Нас
согревает. Нас очищает. Нам дарует милость. И Любовь! Разве же это не чудо?
Страница создана 22.07.2011. Последнее обновление 20.07.2013.
Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте соответствующие
ссылки. Спаси Вас, Господи.